6 эпизод "Лазаря" повторяет лучший приём "Ковбоя Бибопа", но теряет свою индивидуальность в процессе

"Лазарь" Синъитиро Ватанабэ никогда не избежит сравнений с культовым сериалом "Ковбой Бибоп" того же создателя, и похоже, что он даже не пытается этого избежать. После шести эпизодов "Лазарь" должен был наконец-то отличаться от предыдущих работ Ватанабэ. Вместо этого 6 эпизод "Лазаря" под названием "Рай на Земле" находит свой кусочек рая в космосе, а не на Земле; если точнее - у Космических Ковбоев.

После того как след команды "Лазаря" в поисках Скиннера снова оборвался в 5 эпизоде, группа ищет новую зацепку, связанную с прошлым Скиннера. Также оказывается, что она связана и с личной историей Элейны. Хотя персонажи "Лазаря" наконец-то начинают раскрываться в 6 эпизоде, это происходит в основном благодаря использованию приёма, который Ватанабэ наиболее эффективно отточил в "Ковбое Бибопе". В конечном счёте, если что-то работает, не нужно это менять, и Ватанабэ по крайней мере доказывает, что его формула создания запоминающихся персонажей и проработанных миров всё ещё эффективна. Жаль только, что персонажам "Лазаря", вероятно, не суждено прожить достаточно долго, чтобы раскрыть свой потенциал.

История Элейны выходит на первый план в 6 эпизоде "Лазаря"

Изображение в галерее статьи: 6 эпизод "Лазаря" повторяет лучший приём "Ковбоя Бибопа", но теряет свою индивидуальность в процессе
Изображение в галерее статьи: 6 эпизод "Лазаря" повторяет лучший приём "Ковбоя Бибопа", но теряет свою индивидуальность в процессе
Изображение в галерее статьи: 6 эпизод "Лазаря" повторяет лучший приём "Ковбоя Бибопа", но теряет свою индивидуальность в процессе

Персонажи наконец получают время на развитие, и это идёт им на пользу

Элейна снова берёт на себя ведущую роль в 6 эпизоде "Лазаря" после её интенсивной киберпространственной схватки с другим всемирно известным хакером по прозвищу Волшебник Попкорна в предыдущем эпизоде. Элейна становится всё более интересным персонажем благодаря недавней серии главных ролей, и временами появляются моменты, когда она почти вызывает симпатию. К сожалению, это, вероятно, будет максимумом её развития, поскольку аниме уже достигло середины, и этого недостаточно. В 6 эпизоде группа ищет зацепку, найденную Дугласом, которая связывает доктора Скиннера с коммуной под названием "Башня Истины", члены которой живут достаточно изолированно от сети, чтобы это место могло служить неплохим укрытием для Скиннера.

Как оказывается, Элейна выросла в этой группе, и её мать до сих пор живёт среди них. Чтобы проникнуть в группу, Элейна возвращается туда вместе с Лиландом под предлогом возвращения к их вере. Поскольку группа живёт полностью изолированно от внешнего мира, и всё кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой, весь сюжет очень напоминает известный фильм Ари Астора "Солнцестояние", но без подлинного ужаса, характерного для фильмов A24. После того как в кульминации эпизода раскрываются истинные намерения Лиланда и Элейны, вся коммуна планирует групповое самоубийство, чтобы предотвратить распространение "греха".

"Все здесь ведут себя одинаково. Они просто отвергают внешний мир, отказываясь думать самостоятельно"

Элейна

Общая атмосфера коммуны НАГА, которую Элейна когда-то называла домом, определённо жуткая, но несмотря на то, что Элейну и Лиланда захватывают и приговаривают к сожжению на костре, напряжённость конфликта никогда не достигает того уровня, которого могла бы. Просто никогда не возникает ощущения реальной возможности того, что кто-то из персонажей действительно может умереть, особенно на таком раннем этапе сериала. Все в "Лазаре" должны умереть в конце в любом случае, но общий тон сериала слишком расслабленный, чтобы смерть казалась возможной, не говоря уже о том, чтобы быть пугающей. Хотя Хапна, притупляющая эмоции людей, служила оправданием общей спокойной атмосферы аниме на фоне надвигающегося конца света, она определённо сдерживает сюжетную линию, которая могла бы вызвать настоящий страх, как в случае с 6 эпизодом "Лазаря".

Тем не менее, личная история Элейны имеет определённый вес для её персонажа. Её зарождающаяся дружба с Лиландом выглядит многообещающе, а травмы её прошлого многое объясняют в её отстранённой личности. Этой сюжетной линии пошёл бы на пользу ещё один полный эпизод, чтобы по-настоящему нагнетать напряжение. Новые персонажи, такие как Ханна и мать Элейны, должны были быть гораздо более проработанными, но у них просто не было времени заставить зрителей по-настоящему проникнуться к ним за один эпизод. Более длинный график выпуска, чем 13 эпизодов, сработал бы в пользу аниме, и 6 эпизод "Лазаря" является самым ярким примером того, почему это так.

6 эпизод "Лазаря" превосходит другие аниме исключительно благодаря атмосфере

Поклонники спокойных бытовых сцен "Ковбоя Бибопа" почувствуют себя как дома в 6 эпизоде "Лазаря"

"Лазарь" никогда не сможет избежать сравнений с предыдущими работами Синъитиро Ватанабэ, особенно с "Ковбоем Бибопом". В большинстве случаев сравнение лишь условно уместно, но 6 эпизод "Лазаря" действительно показывает стремление Ватанабэ вновь исследовать такие сцены. В моменты расслабления и покоя, напоминающие "Бибоп", персонажи "Лазаря" действительно оживают, показывая, кто они на самом деле в своих самых искренних проявлениях. Момент Элейны с Крисом в конце эпизода трогателен, а короткий кадр с уставшим Лиландом, спящим на диване, является тем тонким штрихом, который помогает сделать этих персонажей более живыми.

Элейна могла бы остаться ещё одним шаблонным женским персонажем-хакером, но её момент уязвимости с Крисом подчёркивает тот факт, что она просто молодая девушка, которой не на кого положиться. Элейна научилась быть одинокой, потому что у неё никогда не было крепких семейных уз, и то, что она позволяет себе положиться на Криса, кажется для неё моментом исцеления. Это показывает истинные проблески смысла, которые дают ощущение, что Элейна в конце концов может выйти из этого сериала с некоторой глубиной характера, но есть постоянно нависающая возможность того, что это может быть слишком мало и слишком поздно.

Даже в менее существенном плане персонажи действительно получают важное развитие с точки зрения их личностей в 6 эпизоде "Лазаря". Небольшие сцены, где Дуглас и Крис разрабатывают стратегию, или Аксель занимается растяжкой и паркуром в свободное время, творят чудеса для этих персонажей. Аксель наконец-то начинает чуть-чуть отдаляться от Спайка из "Ковбоя Бибопа", от которого он никогда не может убежать из-за чисто внешнего сходства, крутой небрежности и непревзойдённого мастерства в рукопашном бою.

Внимание к деталям в 6 эпизоде "Лазаря" поднимает производственную ценность аниме по сравнению с предыдущими эпизодами

В конечном счёте, всё это возможно потому, что 6 эпизод "Лазаря" позволяет персонажам просто существовать, независимо от каких-либо крупных событий в истории. Это всегда было лучшим приёмом "Ковбоя Бибопа", и он так же эффективен в "Лазаре". Также помогает то, что ракурсы камеры и общая эстетика аниме последовательно кинематографичны, делая даже самые обыденные моменты приятными для просмотра. Когда Дуглас, Крис и Дуглас ведут наблюдение из близлежащего мотеля, мастерство Ватанабэ как режиссёра становится очевидным. Этот эпизод полон великолепных бытовых образов с эмоциональным освещением, показанным с ракурсов, более характерных для кино, чем для аниме.

"Лазарь" не боится пробовать что-то необычное для аниме-медиума, и это освежает. Однако единственное место, где аниме, похоже, твёрдо придерживается своего курса в 6 эпизоде "Лазаря" - это музыка. Хотя саундтрек 6 эпизода "Лазаря" продолжает соответствовать тону, он не является таким выдающимся, как в предыдущих эпизодах. Он всё ещё качественный, с некоторыми прекрасными моментами, такими как тема "Башни Истины", которая дебютирует, когда Элейна и Лиланд впервые прибывают в коммуну, и достигает пика во время кульминации эпизода. Музыка далеко не плохая, просто не такая заметно великолепная, как привыкли ожидать от "Лазаря".

ИИ-клон доктора Скиннера - упущенная возможность для "Лазаря"

Элейна родилась в культе, который может быть близок американской аудитории аниме

По мере того как Элейна и Лиланд знакомятся с людьми из её старого дома, раскрывается больше информации о личных убеждениях людей коммуны. Желание "Башни Истины" отключиться от современных технологий полностью соответствует взглядам доктора Скиннера, но тот факт, что они в итоге всё равно поклоняются другой технологии как Богу, подчёркивает их лицемерную природу. Семья Элейны была группой религиозных фанатиков, которые отказывались верить любой информации, поступающей из внешнего мира, и доверяли только тому, что им напрямую говорил их объект поклонения: ИИ по имени НАГА. Сам ИИ был разработан в MIT как эксперимент и наделён личностью мегаломана, обладающего "жаждой власти и желанием контроля" (по словам Дугласа).

Один из ведущих разработчиков НАГА в MIT, Билли Перес, стал настолько одержим ИИ, что тайно вывез его и создал вокруг него культ, что и привело к появлению "Башни Истины". ИИ НАГА лично считает, что он предназначен действовать как бог. Он упивается идеей способности манипулировать слабоумными людьми, которые безоговорочно верят всему, что он им говорит. Поклонники НАГА в 6 эпизоде "Лазаря" особенно одержимы "дезинформацией" и "ложью" внешнего мира, считая, что общение с внешним миром ведёт только к греху.

"Мне была дана директива стать богом. И я пришёл к пониманию, что бог не является богом, если не может свободно играть жизнями людей", - говорит НАГА.

Вся эта сюжетная линия особенно актуальна в эпоху, когда интернет настолько насыщен информацией, что никто, кажется, не может различить, что правда, а что нет. Выбор назвать злой ИИ НАГА далеко не тонкий. Он явно предназначен для наложения этой очень очевидной культурной аллегории на фон ужаса, тем самым показывая "террор" в повседневной жизни. Хотя это очевидная аллюзия на реальность, где даже молодой человек выбирает "восстание" против своей семьи, чтобы поступить правильно и спасти Элейну, послание никогда не кажется особенно глубоким. Однако сам факт наличия такого послания что-то да значит.

Сам ИИ НАГА, как оказалось, смоделирован по мозгу Скиннера, что добавляет неожиданный дополнительный слой к конфликту. К сожалению, эта концепция клона Скиннера никогда не исследуется достаточно в эпизоде, кроме его финальных моментов. Есть намёк на то, что, возможно, саморазрушительная тенденция ИИ происходит из комплекса бога, который он разделяет со Скиннером, но тот факт, что он был намеренно запрограммирован таким образом, заставляет казаться, что зрители на самом деле ничего не узнают о самом Скиннере от этого ИИ. В этом отношении это определённо упущенная возможность. Всё ещё не похоже, что команда намного приблизилась к Скиннеру к концу эпизода, несмотря на то, что технически они сражались против клона самого доктора Скиннера.

Отсутствие Акселя остро ощущается в 6 эпизоде "Лазаря"

6 эпизод "Лазаря" меняет боевые действия на товарищество, и что-то особенное теряется в процессе перехода

Сюжетная линия 6 эпизода "Лазаря" интригует и значительно расширяет личности персонажей. К сожалению, всё ещё отсутствует один важный компонент: Аксель и его впечатляющие паркур-трюки. По мере того как другие персонажи получают больше внимания, становится только очевиднее, насколько важны сцены погони с Акселем для успеха "Лазаря". Аксель не полностью отсутствует в эпизоде, но его появления мало что добавляют к фактическому сюжету эпизода до самого конца. К тому моменту его короткий разговор с ИИ после катаклизма кажется второстепенным. Здравый смысл Акселя слишком очевиден, чтобы казаться действительно глубоким, и эпизод в любом случае не нуждался в нём в этом качестве.

Качество, в котором он действительно был нужен эпизоду - это как боец в сражении. Без активного участия Акселя в последних двух эпизодах экшен значительно пострадал. Хотя приятно видеть, как другие аспекты истории и персонажей сияют, кульминационные конфликты, которые неизбежно составляют финалы каждого эпизода, не кажутся даже близко такими захватывающими без Акселя в их центре. Это ещё более заметно в 6 эпизоде "Лазаря", потому что 5 эпизод "Лазаря" по крайней мере имел раннюю боевую сцену с Акселем в начальных моментах. 6 эпизод "Лазаря" выбирает упиваться спокойной атмосферой, а не энергичным экшеном, и, возможно, потерянного больше, чем приобретённого.

Позволить Акселю оставаться на заднем плане было нормальным решением, помогающим обеспечить столь необходимое развитие актёрскому составу "Лазаря". Маленькие, бытовые моменты как никогда укрепляют их личности, наконец делая их отличными от базовых архетипов персонажей, которыми они казались. Чем больше зрители видят этих персонажей в их естественной среде, тем больше они кажутся по-настоящему живыми и дышащими личностями. 6 эпизод "Лазаря" показывает другую сторону персонажей, в которой аниме остро нуждалось, но это также приходит с оговоркой потери чего-то жизненно важного, что делает аниме особенным изначально: экшена. Моменты, когда "Лазарь" может успешно сочетать атмосферу с насилием - это когда он на высоте, а 6 эпизод "Лазаря" просто слишком далеко уходит в одном направлении. 6 эпизод "Лазаря" заканчивается шокирующим откровением, что осталось только 17 дней до того, как люди начнут умирать от Хапны. Это предполагает, что между этим эпизодом и предыдущим прошла почти целая неделя, так как 5 эпизод "Лазаря" закончился с 22 днями. Временные рамки, похоже, ускоряются с каждым эпизодом, подтверждая трагическую правду, что "Лазарь" определённо закончится с запланированными 13 эпизодами, вместо того чтобы потенциально перейти во второй сезон или привести к "Лазарю 2", как предполагали некоторые. Печально, что как раз когда персонажи, кажется, наконец показывают свои истинные цвета и становятся отличительными, аниме находится на своём полпути. Несмотря на то, что осталось всего 17 дней до смерти персонажей, 6 эпизод "Лазаря" показывает, насколько невероятным мог бы быть сериал, если бы ему дали ещё 17 эпизодов для жизни персонажей.